СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ЖАРКЕНТСКИЙ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ЖАРКЕНТСКИЙ
«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних», – слышится призыв ветхозаветного пророка (Второзаконие 32 глава, 7 стих), и нам с вами важно извлечь для себя уроки из прошлого, получить духовное и нравственное назидание, обращаясь к славным и трагическим страницам нашей истории.
Время гонений ХХ столетия явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения истинного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явились «солью земли» и «светом миру» (Евангелие от Матфея, 5 глава, 13 и 14 стихи), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени.
Казахстану было суждено занять особое место в новейшей истории Русской Православной Церкви. Вся эта древняя земля в годину огненного искушения (1 послание апостола Петра, 4 глава, 12 стих) стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины такого огромного числа верующих разного звания и возраста, что ныне по достоинству она именуется «Антиминсом[1], распростертым под открытым небом». Этими возвышенными словами впервые Казахстан назвал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.
Сонм православных мучеников от лет древних составляет славу и украшение Церкви Христовой, а каждый из них являет нам, проходящим свой земной жизненный путь, образец веры и праведности.
[1] Антими́нс – это прямоугольный матерчатый плат из гладкой ткани с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, с зашитой в него частицей святых мощей, на котором совершается Литургия.
Одним из известных и почитаемых казахстанских святых является священномученик Василий Жаркентский. Священному́чениками называют пострадавших за Христа священнослужителей – диаконов, священников или епископов. К имени святого мученика нередко прибавляется название той местности, где он жил или где пострадал за веру.
Будущий священномученик Василий родился в 1866 году в семье купца Дмитрия Колмыкова на территории современного Азербайджана. С юных лет он особо полюбил церковные богослужения и в его сердце появилось желание стать священником. Но воплотить свою мечту в жизнь ему удалось спустя много лет. Будучи хорошо образованным и музыкальным человеком, Василий Дмитриевич стал преподавателем пения в Томском епархиальном училище. С 1908 по 1911 год он трудился на педагогическом поприще. Некоторое время он был псаломщиком[1] в Ново-Николаевске (соврем. Новосибирск). Василий был женат; вместе с супругой они воспитывали приемную дочь.
2 января 1913 года поступил на службу в Омскую епархию, где стал псаломщиком в храме во имя равноапостольного князя Владимира в селе Южно-Подольское. 20 января того же года исполнилась давняя мечта Василия Колмыкова – он был рукоположен в сан диакона[2].
С 5 февраля 1914 года свое диаконское служение он совмещал с трудами псаломщика при церкви в поселке Черновинском Змеиногорского уезда. 12 марта 1914 года отец Василий стал служить в храме села Чернолучинское Тюкалинского уезда. С 1914 по 1915 год он служил в Донской епархии, после чего переехал на территорию современного Казахстана.
Здесь в 1916 году состоялось еще одно значимое событие в жизни будущего священномученика – он был рукоположен в сан священника. Пятидесятилетнего пастыря назначили настоятелем храма села Мещанское Джаркентского уезда Семиреченской области Туркестанского края. Приход отца Василия составляли также жители близлежащих поселков: Каркара, Владиславское, Ново-Киевское и Охотничье.
На долю отца Василия выпало немало страданий. Вместе с супругой и прихожанами он оказался в гуще событий «киргизского мятежа», жертвами которого в 1916 году стали тысячи невинных мирных жителей. Спасая прихожан от рук мятежников и организовывая тушение пожаров, он проявил настоящий героизм.
Следующим местом его служения стало село Вознесенское Копальского уезда. Здесь священник Василий трудился почти год, а затем был переведен в станицу Подгорненская Джаркентского уезда. Сегодня это село Кыргызсай в Уйгурском районе Алматинской области. Именно это село и стало для отца Василия местом его мученической кончины. Здесь, в Подгорной, помощником отца Василия в деле управления приходом стал Зосима Фунтиков – потомственный казак из Омской губернии, отличавшийся честностью, трудолюбием и благочестием. Своих детей Зосима воспитывал в духе строгого исполнения евангельских заповедей.
Вскоре после октябрьского переворота 1917 года, богоборческий режим распространил свою власть в Семиречье. По всему краю началось гонение на верующих, массовое осквернение и разрушение монашеских обителей, храмов и часовен. В 1918 году в станицу Подгорненскую вошел отряд красноармейцев. Первым комиссары арестовали отца Василия, затем пришли к церковному старосте Зосиме Фунтикову и устроили у него обыск, забрали церковное имущество и деньги, а самого арестовали. Затем были арестованы еще 13 православных христиан.
Всех арестованных вывели за село на кладбище и расстреляли из пулемета. Перед расстрелом священника и остальных ни в чем неповинных людей подвергли побоям и различным издевательствам. Хоронить убиенных мучеников красноармейцы не разрешили. На горе напротив кладбища поставили пулемет и никого не подпускали к расстрелянным. Ночью селяне – казаки, среди которых были и сыновья старосты Зосимы, тайком пришли на кладбище и стали копать общую могилу. Пулеметчик, слыша звуки, доносящиеся с кладбища, время от времени давал очереди, прочесывая кладбище и прилегающую местность. Выкопав могилу, казаки, под покровом ночи, положили в нее священника Василия, старосту Зосиму и 13 убитых сельчан. На протяжении более 80 лет за могилой ухаживали местные жители. Со временем здесь была поставлена небольшая часовня, в которой горела неугасимая лампада. Часто, особенно в поминальные дни, к могиле мучеников приходили их земляки, молились, возжигали свечи. Со временем село опустело, часовню разобрали на дрова, но память о мучениках сохранилась до нашего времени. Могила их, обнесенная простой оградкой и увенчанная ветхим деревянным крестом, на протяжении многих лет, даже в эпоху административных преследований за веру, не переставала быть местом тайного почитания невинных страдальцев.
Священник Василий Колмыков был реабилитирован по закону Республики Казахстан 14 апреля 1993 года, а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников для общецерковного почитания.
Обретение мощей священномученика Василия (Колмыкова) и невинно пострадавших с ним православных христиан состоялось 26 апреля 2002 года. Они были положены в особой гробнице – раке – в Ильинском храме города Жаркента, где и пребывают до настоящего времени. Память священномученика Василия празднуется 16 сентября.
※※※
Некогда святитель Римский Григорий Двоеслов († 604) преподнес послам императора Юстиниана как великую святыню, ковчег с горстью земли из Колизея. Заметив, что послы не понимают значения этого дара, святитель сказал им с сердечным умилением: «Вы не понимаете, что я даю вам?! Эта земля пропитана кровью мучеников за веру!» Земля Казахстана, орошенная кровью мучеников ХХ века, подобна той земле, омытой кровью древних мучеников.
※※※
26 апреля 2024 года состоялось особое событие, ставшее серьезным вкладом в дело прославления памяти священномученика Василия Жаркентского – в селе Кыргызсай (стар. Подгорное) Алматинской области были завершены реставрационные работы в доме, где жил и трудился священномученик Василий Жаркентский. Большую работу по созданию дома-музея и формированию экспозиций, рассказывающих о жизни и трудах священника Василия Колмыкова, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра осуществляет общественный фонд «Апостол» во главе с президентом Г.Г. Сосновским.
Рядом с домом священномученика Василия расположился духовно-культурный и паломнический центр, где гости смогут отдохнуть с дороги, подкрепить свои силы вкусной трапезой, пообщаться со священнослужителями и опытными экскурсоводами.
Специалистами фонда «Апостол» разработан особый паломническо-туристический маршрут, который будет сочетать посещение известных природных объектов (таких, как Чарынский каньон, горячие источники в Чундже) и возможность поклониться святым местам, связанным с подвигами новомучеников Казахстанских.
※※※
Самое высокое и широколиственное древо своими корнями уходит глубоко в почву. Чем больше развивается духовная жизнь Казахстана, тем в большей степени мы ощущаем потребность обращаться к истории и образу жизни просиявших здесь угодников Божиих, испросить их молитвенной поддержки, приложить старания для того, чтобы повсеместно распространять их славу, приумножить святыни, связанные с их именами.
[1] Псало́мщик — церковнослужитель, на которого возлагается исполнение чтения и пения в храме.
[2] Диа́кон (с греческого – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед священником и епископом.