СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ЖАРКЕНТСКИЙ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ЖАРКЕНТСКИЙ

«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних», – слышится призыв ветхозаветного пророка (Второзаконие 32 глава, 7 стих), и нам с вами важно извлечь для себя уроки из прошлого, получить духовное и нравственное назидание, обращаясь к славным и трагическим страницам нашей истории.

Время гонений ХХ столетия явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения истинного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явились «солью земли» и «светом миру» (Евангелие от Матфея, 5 глава, 13 и 14 стихи), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени.

Казахстану было суждено занять особое место в новейшей истории Русской Православной Церкви. Вся эта древняя земля в годину огненного искушения (1 послание апостола Петра, 4 глава, 12 стих) стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины такого огромного числа верующих разного звания и возраста, что ныне по достоинству она именуется «Антиминсом[1], распростертым под открытым небом». Этими возвышенными словами впервые Казахстан назвал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.

Сонм православных мучеников от лет древних составляет славу и украшение Церкви Христовой, а каждый из них являет нам, проходящим свой земной жизненный путь, образец веры и праведности.

[1] Антими́нс – это прямоугольный матерчатый плат из гладкой ткани с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, с зашитой в него частицей святых мощей, на котором совершается Литургия.

Одним из известных и почитаемых казахстанских святых является священномученик Василий Жаркентский. Священному́чениками называют пострадавших за Христа священнослужителей – диаконов, священников или епископов. К имени святого мученика нередко прибавляется название той местности, где он жил или где пострадал за веру.

Будущий священномученик Василий родился в 1866 году в семье купца Дмитрия Колмыкова на территории современного Азербайджана. С юных лет он особо полюбил церковные богослужения и в его сердце появилось желание стать священником. Но воплотить свою мечту в жизнь ему удалось спустя много лет. Будучи хорошо образованным и музыкальным человеком, Василий Дмитриевич стал преподавателем пения в Томском епархиальном училище. С 1908 по 1911 год он трудился на педагогическом поприще. Некоторое время он был псаломщиком[1] в Ново-Николаевске (соврем. Новосибирск). Василий был женат; вместе с супругой они воспитывали приемную дочь.

2 января 1913 года поступил на службу в Омскую епархию, где стал псаломщиком в храме во имя равноапостольного князя Владимира в селе Южно-Подольское. 20 января того же года исполнилась давняя мечта Василия Колмыкова – он был рукоположен в сан диакона[2].

С 5 февраля 1914 года свое диаконское служение он совмещал с трудами псаломщика при церкви в поселке Черновинском Змеиногорского уезда. 12 марта 1914 года отец Василий стал служить в храме села Чернолучинское Тюкалинского уезда. С 1914 по 1915 год он служил в Донской епархии, после чего переехал на территорию современного Казахстана.

Здесь в 1916 году состоялось еще одно значимое событие в жизни будущего священномученика – он был рукоположен в сан священника. Пятидесятилетнего пастыря назначили настоятелем храма села Мещанское Джаркентского уезда Семиреченской области Туркестанского края. Приход отца Василия составляли также жители близлежащих поселков: Каркара, Владиславское, Ново-Киевское и Охотничье.

На долю отца Василия выпало немало страданий. Вместе с супругой и прихожанами он оказался в гуще событий «киргизского мятежа», жертвами которого в 1916 году стали тысячи невинных мирных жителей. Спасая прихожан от рук мятежников и организовывая тушение пожаров, он проявил настоящий героизм.

Следующим местом его служения стало село Вознесенское Копальского уезда. Здесь священник Василий трудился почти год, а затем был переведен в станицу Подгорненская Джаркентского уезда. Сегодня это село Кыргызсай в Уйгурском районе Алматинской области. Именно это село и стало для отца Василия местом его мученической кончины. Здесь, в Подгорной, помощником отца Василия в деле управления приходом стал Зосима Фунтиков – потомственный казак из Омской губернии, отличавшийся честностью, трудолюбием и благочестием. Своих детей Зосима воспитывал в духе строгого исполнения евангельских заповедей.

Вскоре после октябрьского переворота 1917 года, богоборческий режим распространил свою власть в Семиречье. По всему краю началось гонение на верующих, массовое осквернение и разрушение монашеских обителей, храмов и часовен. В 1918 году в станицу Подгорненскую вошел отряд красноармейцев. Первым комиссары арестовали отца Василия, затем пришли к церковному старосте Зосиме Фунтикову и устроили у него обыск, забрали церковное имущество и деньги, а самого арестовали. Затем были арестованы еще 13 православных христиан.

Всех арестованных вывели за село на кладбище и расстреляли из пулемета. Перед расстрелом священника и остальных ни в чем неповинных людей подвергли побоям и различным издевательствам. Хоронить убиенных мучеников красноармейцы не разрешили. На горе напротив кладбища поставили пулемет и никого не подпускали к расстрелянным. Ночью селяне – казаки, среди которых были и сыновья старосты Зосимы, тайком пришли на кладбище и стали копать общую могилу. Пулеметчик, слыша звуки, доносящиеся с кладбища, время от времени давал очереди, прочесывая кладбище и прилегающую местность. Выкопав могилу, казаки, под покровом ночи, положили в нее священника Василия, старосту Зосиму и 13 убитых сельчан. На протяжении более 80 лет за могилой ухаживали местные жители. Со временем здесь была поставлена небольшая часовня, в которой горела неугасимая лампада. Часто, особенно в поминальные дни, к могиле мучеников приходили их земляки, молились, возжигали свечи. Со временем село опустело, часовню разобрали на дрова, но память о мучениках сохранилась до нашего времени. Могила их, обнесенная простой оградкой и увенчанная ветхим деревянным крестом, на протяжении многих лет, даже в эпоху административных преследований за веру, не переставала быть местом тайного почитания невинных страдальцев.

Священник Василий Колмыков был реабилитирован по закону Республики Казахстан 14 апреля 1993 года, а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников для общецерковного почитания.

Обретение мощей священномученика Василия (Колмыкова) и невинно пострадавших с ним православных христиан состоялось 26 апреля 2002 года. Они были положены в особой гробнице – раке – в Ильинском храме города Жаркента, где и пребывают до настоящего времени. Память священномученика Василия празднуется 16 сентября.

※※※

Некогда святитель Римский Григорий Двоеслов († 604) преподнес послам императора Юстиниана как великую святыню, ковчег с горстью земли из Колизея. Заметив, что послы не понимают значения этого дара, святитель сказал им с сердечным умилением: «Вы не понимаете, что я даю вам?! Эта земля пропитана кровью мучеников за веру!» Земля Казахстана, орошенная кровью мучеников ХХ века, подобна той земле, омытой кровью древних мучеников.

Наш священный долг – беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедников, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они – слава и красота Православной Церкви и нашей страны.

※※※

26 апреля 2024 года состоялось особое событие, ставшее серьезным вкладом в дело прославления памяти священномученика Василия Жаркентского – в селе Кыргызсай (стар. Подгорное) Алматинской области были завершены реставрационные работы в доме, где жил и трудился священномученик Василий Жаркентский. Большую работу по созданию дома-музея и формированию экспозиций, рассказывающих о жизни и трудах священника Василия Колмыкова, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра осуществляет общественный фонд «Апостол» во главе с президентом Г.Г. Сосновским.

Рядом с домом священномученика Василия расположился духовно-культурный и паломнический центр, где гости смогут отдохнуть с дороги, подкрепить свои силы вкусной трапезой, пообщаться со священнослужителями и опытными экскурсоводами.

Специалистами фонда «Апостол» разработан особый паломническо-туристический маршрут, который будет сочетать посещение известных природных объектов (таких, как Чарынский каньон, горячие источники в Чундже) и возможность поклониться святым местам, связанным с подвигами новомучеников Казахстанских.

※※※

Самое высокое и широколиственное древо своими корнями уходит глубоко в почву. Чем больше развивается духовная жизнь Казахстана, тем в большей степени мы ощущаем потребность обращаться к истории и образу жизни просиявших здесь угодников Божиих, испросить их молитвенной поддержки, приложить старания для того, чтобы повсеместно распространять их славу, приумножить святыни, связанные с их именами.

[1] Псало́мщик — церковнослужитель, на которого возлагается исполнение чтения и пения в храме.

[2] Диа́кон (с греческого – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед священником и епископом.